родительский книжный клуб
Maria Montessori speaks
to parents
«Ребёнок, который почувствовал сильную любовь к окружающему миру и всем живым существам, который открыл для себя радость и энтузиазм в работе, даёт нам основания надеяться, что человечество может развиваться
в новом направлении».
Мария Монтессори
  • Доброе утро, дорогие родители!
    Вчера наши друзья пригласили нас сыграть в Квиз Плиз. Но я, конечно, не про увлекательную, легкую и веселую игру. В команде оказался IT специалист, и мы начали его расспрашивать о направлении, которая выбрала наша дочка: Computer Science. Будут ли востребованы ее знания, навыки, которые сегодня она получает в университете, или она уже изучает то, что устарело:)?, насколько они будут актуальны через 6 месяцев, через год, через 5 лет, когда все меняется настолько быстро, что изучая сегодня тему, понимаешь, что через 6 месяцев подход устаревает. Я совсем:) не сильна в направлениях ИИ, но слушала с интересом. В конце наш разговор свелся в итоге к тому, что система образования (в целом) одна из самых инертных систем, которая всегда как будто догоняет ушедший поезд.
    Так ли это? Вы согласны? Что такое вообще образование?
    И почему научный подход, предложенный Марией Монтессори мы и сегодня считаем актуальным, отвечающим запросам времени, называем его The new method in Education. Давайте читать ее вторую лекцию!

    P.S. Спасибо, что подождали.

    Хорошего прочтения и Хороших выходных!
Глава 2
Новый метод в образовании
Понять потребности ребёнка и удовлетворить их, чтобы он мог полноценно развиваться, – вот цель моего метода.
Мы даем ребёнку полноценную еду, чтобы его маленькое тело могло расти, и точно так же мы должны обеспечить ему подходящее питание для его умственного и нравственного развития. Но так же, как мы не можем напрямую помочь его телу стать взрослым, мы не можем сформировать его ум или характер за него.
Но мы можем удовлетворить его умственные потребности так же, как и физические, и к обоим следует относиться с равным научным подходом.
В течение многих лет экспериментов и наблюдений я обнаружила, что ...
... дети учатся естественным образом через деятельность,
а их характер развивается благодаря свободе.
Но это общие принципы, требующие практического применения, и материалы Монтессори были разработаны как раз для удовлетворения этой потребности.

Эти принципы прямо противоречат старой идее о том, что ребенок должен сидеть неподвижно во время обучения, и что все его движения/его деятельность должны находиться под наблюдением учителя. Они также не имеют ничего общего со школами, где всё делается за детей: умываются лица, надеваются фартуки, убираются остатки еды, время отдыха определяется по часам, а уроки и игры организованы по фиксированному расписанию.

В школах Монтессори дети делают это сами. Их не обучает учитель в общепринятом смысле этого слова – учитель здесь скорее наблюдатель и помощник. Она показывает ребёнку, как пользоваться материалами, как умываться, но именно ребёнок сам обращается с материалами, совершенствует себя в упражнениях и следит за чистотой лица по своей собственной воли. Таким образом, он одновременно активен и свободен, и из этих двух факторов формируется важное качество сильного характера:..
... внутренняя дисциплина.
Предположим, что ребёнок трёх-четырёх лет приходит в одну из наших школ, ещё не достигнув этого качества. Есть признаки, по которым это легко обнаружить. Во-первых, его движения неуклюжи – отсутствует базовая мышечная координация. Нет никакого смысла пытаться бороться с этим путем сиюминутных мелких исправлений. Ему необходим подход, который будет вести к координации более тонких движений (к работе с мелкой моторикой). Именно для удовлетворения этой потребности в наших школах есть детская мебель по росту ребенка, лёгкая в передвижении, и она приятных оттенков. Если ребёнок неуклюж, он опрокидывает вещи, все это сопровождается шумом, пачкает красивое покрытие. Но именно эти действия делают его более осторожным, и вскоре он учится бесшумно передвигать стул и аккуратно отмывать краску водой с мылом. По мере того, как он учится бережно обращаться с материалами, его радость растёт, и в конце концов ему можно доверить вытирать пыль со шкафа, где стоят стаканы из тонкого стекла...
... Теперь не нужно беспокоиться о его неловких движениях, криках и неловкости –
они исчезнут сами собой.
Вторая особенность, которая всегда сопровождает это отсутствие мышечной координации, – это трудности, а иногда и полная неспособность ребёнка сосредоточить своё внимание на реальных вещах. Он предпочитает жить в мире своего воображения; он скорее устроит волшебный пир из нескольких листьев и камешков, чем познает реальный мир вокруг себя.

К сожалению, эта особенность часто неверно понимается родителями, которые считают её признаком незаурядного воображения, возможно, зарождающегося художественного гения. Напротив, это способ бегства от реальности, способ, который, напротив, разрушает характер. Когда ребёнок жадно концентрирует своё внимание на том, что его реально окружает, только тогда его воображение обретёт надёжную основу. Учитель, которому удастся заинтересовать ребёнка, например, накрыв настоящий стол или подавая настоящую еду, вернет его блуждающий ум к реальности. И эта координация тонких движений вместе с возвращением блуждающего внимания к реальности будет единственным необходимым средством...
... Как только будет приобретена способность концентрировать ум на реальных вещах, работа ума восстановится и будет функционировать нормально.
Третья особенность — склонность к подражанию. У детей старше двух лет это признак серьёзной слабости. Это указывает на волю, которая не подготовила свои инструменты или не нашла своего пути, а следует за другими. Именно здесь важную роль играет специально разработанный материал. В возрасте от трёх до шести лет дети испытывают настоящий «чувственный голод»: они любят трогать предметы, складывать разные формы, различать цвета и музыкальные звуки. Материал тщательно подбирается, чтобы удовлетворить все потребности ребёнка, и как только ребёнок направит свое внимание, он становится маленькой индивидуальностью, перестаёт быть подражателем. Дети трёх-четырёх лет без усилий сосредотачиваются на час, и мы стараемся не разрушать эту новую способность/силу своими  произвольными требованиями придерживаться жёсткого расписания.
Пожалуйста, вчитайтесь внимательно в следующий абзац...
Благодаря этой сосредоточенности развиваются важные качества личности. Когда сосредоточенность проходит, ребёнок испытывает внутреннее удовлетворение, он начинает замечать своих товарищей, к которым проявляет живой ответный интерес. Его собственное духовное удовлетворение делает его мягким, ласковым и особенно чувствительным к прекрасному. Из этого погружения в работу развивается упорство, способность к неустанному труду, он учится послушанию совершенно естественно, без малейшего давления, потому что сам хочет делать то, что правильно, использовать материал по назначению. Закончив дело, он стремится поделиться своей радостью, помочь малышам, и, поскольку другие уважают его работу, он никогда не думает о том, чтобы нарушить работу тех, кто ей еще занят. 
Несомненно, это бесценные моральные и социальные качества. В наших школах нет ни наказания, ни поощрения, которые могли бы помешать радости от самой работы. Единственная награда – это завершение работы – именно в это время возникает внутренняя дисциплина, и закладываются основы характера.
Maria Montessori speaks to parents:)...
Как бы мне хотелось рассказать вам больше о детях и их работе, о том, как, взрослея и используя всё больше материалов, они учатся считать, писать и читать – всё с одинаковой лёгкостью и радостью. И особенно о том, сколько отстающих детей достигли ожидаемого уровня, благодаря этому методу понимания потребностей ребёнка и предоставления ему средств для развития его индивидуального ума и характера.
Но я сказала достаточно, если убедила вас провести интересный эксперимент и посетить одну из наших школ, чтобы понаблюдать за работой счастливых малышей.
Дорогие родители! Так что такое образование, в чем заключается новый метод?

...
Если вы впервые на этой странице просто листайте ниже, и вы найдете информацию и об идеи, и об истории лекций и сможете прочитать первую статью.
  • Добрый день, дорогие родители!
    Хочу представиться. Ведь с кем-то из вас я еще не знакома, но буду очень рада познакомиться.
    Меня зовут Светлана Чашникова, я основатель Монтессори школы Grata. Со многими мы прошли длинный путь. И сделали немало открытий!
    Находясь вдалеке от школы я подумала, как я могу построить общение с вами и как я могу быть вам полезна?
    Весной мне на глаза попалась одна книга, которую я привезла из Голландии с конференции AMI. Она то и навела меня на мысль.
    Эта книга небольшой сборник статей, которые были найдены в архиве Марии Монтессори, никогда не были опубликованы и уже в наше время были представлены широкому кругу читателей.
    Статьи в этой книге были адресованы родителям.

    Их ровно 11: "Какая прекрасная идея! 1 статья в месяц:), а про август посмотрим:)", подумала я, решила сделать перевод и поделиться с вами.
    Как вам кажется?:) Я думаю, отличный повод для общения.
    Оказалось даже, что одна из статей была опубликована в Субботнем обзоре Лондонской газеты в 1931 году.

    Итог, получилась еще одна страница на нашем удобном ресурсе в Тильде - и каждую первую субботу месяца в ней будет добавляться по одной статье.
    Это всего лишь 2-4 страницы, но сколько важных и глубоких мыслей о детях!

    Еще я подумала, что если вы захотите поговорить о том, что пишет Доктор Монтессори, то я с радостью открою такой привычный мне Zoom, и буду готова с вами поговорить о ваших "Ага-моментах" за чашечкой кофе! Но об этом уже после прочтения:)
Давайте начнем с небольшой справочной информации об издательстве, которое опубликовало эти статьи.
Издательство «Монтессори-Пирсон» (The Montessori-Pierson Publishing Company/MPPC) издаёт и распространяет во всем мире книги и ранее не публиковавшиеся произведения Марии Монтессори.
Оно было основано в 2006 году и объединило правнуков Марии Монтессори, которые своей миссией видели поддержание, распространение и развитие педагогических принципов и практик, сформулированных их прабабушкой.
Помимо книг благодаря совместной работе издателей и ученых, изучающих труды Монтессори, были опубликованы многие работы из её архивов. Таким образом, рукописные записи и дневники Монтессори стали доступны читателям.

Издательство расположенно в Нидерландах и доставляет книги по всему миру. Часть этих книг переведена на русский язык, многие еще предстоит перевести.

Если вы захотите прочитать эти книги на английском, испанском языке, вы можете найти их на сайте издательства: https://montessori-pierson.com, и написать мне, я даже смогу помочь с их заказом:)
В нашей школьной библиотеке тоже есть немало книг, как переведенных на русский язык, так и изданных на английском. Всем желающим глубже погружаться в метод научной педагогики всегда рады!
А сейчас, к сборнику статей! Глубокого и вдумчивого прочтения!
Мария Монтессори прекрасно понимала роль родителей и их потребность в более ясном понимании её идей. Поэтому она время от времени читала лекции для них во время своих обучающих курсов и конгрессов. К сожалению, отдельной книги для родителей специально издано не было.

Об этих статьях известно не так много, за исключением, что все они совпадают по стилю, содержанию, объему, и форме обращения: все они адресованы родителям, мысли изложены просто и легко, что не всегда мы найдем в ее работах. К сожалению, не сохранилось оригиналов на итальянском языке, и имя переводчика не известно - но он или она несомненно заслуживают благодарности за свой вклад.
Глава 1
Среда для ребёнка
Это была великая женщина, Эллен Кей, которая предсказала, что двадцатый век будет веком ребёнка. В конце девятнадцатого века началась новая эра позитивной науки: гигиена и психология вошли в школу, детей начали изучать с новых точек зрения, и среди важных выводов стало открытие того, что дети были жертвами несчастья и страдали во многих отношениях от выполняемой работы.

И всё же конструктивная работа, которая должна была возникнуть из этого движения ради помощи ребёнку, ещё не дала ощутимых результатов, хотя были предприняты усилия по улучшению школы. Странно, но глубина самой проблемы до конца так и не была осознана: те беды, на которые указывала новая наука, хоть и пытались решать разными способами, но они так и не были искоренены.

Самые достойные похвалы усилия были направлены на уменьшение умственного утомления, проводились занятия на открытом воздухе, предлагались игры, смягчались наказания и применялось более приятное и позитивное обучение. Люди объединялись, чтобы справиться с ситуацией: учителя обращались к родителям, ко всему миру, чтобы вызвать интерес к научному образованию. Но все принимали как должное, что учёба в школе, какой бы научной ни была методика преподавания, означала подчинение ребёнка системе, в которой он будет страдать, хотя считалось, что это для его же блага.
Должны ли мы и вправду принимать как данность любое образование, связанное со страданием? Быть может, мы — педагоги и родители — идём вместе, движимые любовью, по замкнутому пути без выхода. Может быть, нам следует развернуться и пойти по другому пути.
Существует анекдот о короле, который хотел реформировать своё королевство. Он призвал своих советников, и один, который был мудрее других, сказал: «Сначала вы должны реформировать самих себя — вас и ваш двор». В этой параллели место мудреца сегодня занимает ребёнок, потому что именно он — действующее лицо этой проблемы. Великие беды не решаются устранением коллективной ошибки. Взять, к примеру, эмансипацию женщины: дело не только в том, чтобы дать ей несколько прав, но в признании в ней полноценной личности, полной жизненной силы, способной внести значительный вклад в прогресс человечества.

Что касается социальной проблемы ребёнка, ошибки связаны с фундаментальной заблуждением. Это вопрос о реформировании самих реформаторов: нам всем нужно измениться. Мы — взрослые, и ребёнок зависит от нас; его страдания, несмотря на наши добрые намерения, исходят от нас. Если по нашей ошибке возникают эти беды, необходимо реформировать отношение взрослого.

Например, сейчас мы убеждены, что необходимо влиять на ребёнка, чтобы он стал мудрым человеком, полезным гражданином, чтобы он обладал образованным умом. Мы думаем, что должны быть его создателями, что без нас он не вырастет. Мы чувствуем тяжесть ответственности и уверены, что именно мы — взрослые — должны формировать характер ребёнка. Для нас проблема лишь в выборе лёгкого или трудного пути к этой цели.

Но основной вопрос даже не обсуждается, он часто не осознаётся: взрослый должен понять, что он чаще всего не достигает успеха в том, в чем намеревается. Ему нужно изменить своё отношение. Мы, взрослые, должны принять новую роль — мы должны понять, что вместо помощи ребёнку мы мешаем ему, если пытаемся лепить его таким прямым способом.
Взрослый и ребёнок работают совершенно по-разному.
Взрослый воздействует на среду и преобразует её, чтобы она соответствовала в итоге его целям.
Ребёнок работает, чтобы стать человеком: внутренние силы толкают его к постоянной деятельности, и он шаг за шагом приобретает зрелые черты. Но мы не осознаём этого его стремления, и именно потому, что не признаём его, мы ставим преграды.
Эти препятствия двух видов:
1) ребёнок, слабый по отношению ко взрослому, но обладающий сильной созидательной энергией, нуждается в собственной среде, но получает только взрослую, не приспособленную к его размерам;
2) этот бедный ребёнок вынужден бороться со взрослым, который не понимает, какое дело его занимает, и мешает ему на каждом шагу.

Нельзя сказать, что подходящая среда для ребёнка — это школа, где его заставляют сидеть неподвижно, когда он полон энергии; и не дом, где его окружает «иди, стой, не трогай». Таким образом, конфликт возникает и дома, и в школе, и с учителями, и с родителями. Мы полны любви, но в нашем поведении есть бессознательные ошибки.

Посмотрим хотя бы на школу, которая является настоящим «Домом ребёнка», где дети — хозяева своего дома. Мы должны помнить это небольшое, но глубоко значимое различие, когда входим в комнату, где они работают. Эти дети не должны рассматриваться так же, как в других школах, где проверяют, как они учатся, понимают ли они задачу, и дисциплинированы ли они.
Напротив, мы должны научиться важнейшему: уважать ребёнка.
Вы можете сказать, что умеете его уважать — но, возможно, только в теоретическом или нравственном смысле. Я же говорю буквально: детей нужно уважать как социальных личностей высшего порядка. Например, мы считаем естественным, войдя в класс, спросить: «Что ты делаешь?» или «Почему ты это сделал?» Но ребёнок часто не может нам ответить.

Такая поспешная проверка — это не признак уважения. Мы делаем это потому, что считаем, что личность ребёнка находится на более низком уровне. Мы ошибаемся. Мы обращаемся с детьми как с объектами, приказываем, заставляем их вписываться в наш мир без малейшего учёта их собственной жизни.

Создавая подходящую среду для ребёнка, наш первый урок — наблюдать. Учителям, приходящим в Дом ребёнка, мы говорим: «Наблюдайте, молчите, не обращайтесь к детям, не шумите. Здесь дети живут в своём собственном мире. Вам необходимо наблюдать, просто направив свой объективный взор на ребенка, не делая никаких выводов, не высказывая суждений, не исправляя и не наставляя. Только таким образом вы сможете обратиться к духу ребенка и понять задачу взрослого».

Те, кто утверждают, что мы должны держать ребёнка в слепом повиновении, что мы имеем право исправлять его, и что в результате он станет умным и воспитанным, обманываются. Реакцией ребенка на такое отношение является защита: например, он становится робким и ленивым, потому что не может действовать; он лжёт, чтобы избежать наказания; он капризничает, потому что ему мешают сосредоточиться. Взрослый всё больше и больше исправляет, и начинается первая война — между ребёнком и взрослым.

Но как только взрослый перестаёт подавлять ребёнка, ребенок проявляет иные черты — глубокие свойства духовного существа. Мы видим качества, которых раньше не знали, настолько удивительные, что их можно назвать чудесными. И всё это проявляется только потому, что взрослый прекратил отрицательные действия. Для ребёнка это положительно, для взрослого — отрицательно. Например, ребёнок начинает длительную работу: из капризного и эгоистичного он становится энергичным и щедрым.
Удивительно наблюдать, с какой радостью он трудится, когда получает свободу и подходящие предметы для удовлетворения своей потребности в деятельности.
Я наблюдала за ребёнком в работе много лет и создала для него в школе новый мир для его активности. В школьной среде он находит предметы, которые легко брать в руки, маленькие стулья и столы, с которыми он может сам управляться, материалы, удовлетворяющие его внутреннее стремление к труду, развивающие его инициативу.

В доме идеальная среда для ребёнка тоже должна включать мебель и посуду, которые он может использовать сам, которые ему по размеру. Это не всегда возможно, но взрослый хотя бы может дать ребёнку подходящую духовную атмосферу. Взрослый не должен вмешиваться, не должен действовать вместо ребёнка. Дайте ему средства и позвольте действовать: его свобода в этом.

Каждому учителю и каждому родителю я говорю: нужно не наставничество, а смирение и простота в обращении с детьми. Их жизнь свежа, без соперничества и внешних амбиций. Нужно так мало, чтобы сделать их счастливыми, — дать им работать своим путём на пути естественного становления тем человеком, мужчиной или женщиной, кем ему суждено стать. Великая польза, которую мы можем дать детству, — это упражнение в сдержанности самих себя.
Продолжение следует...
Дорогие родители!
Благодарю за прочтение первой статьи, которая была написана для вас.
Пусть и более века назад. Но все идеи, мысли, выводы, обращения свежи, глубоки, актуальны сегодня и, мы знаем, будут актуальны всегда!
P.S. И завершить этот субботний выпуск
очень хочется простой фразой:

Человек строится исключительно из ребенка.
Мария Монтессори
Made on
Tilda