Глава 3
Родители могут быть слишком любящими. 
  • Доброе утро, дорогие родители!
    Это третий выпуск в серии статей Марии Монтессори, посвященных родителям.
    Когда читаешь заголовок этой статьи, тут же задаешь вопрос: что значит "слишком любящие?", что такое любовь?, ее может быть больше или меньше?, каковы проявления любви? и все ли, что мы делаем в жизни, мы делаем с позиции любви к себе, к нашим детям, к окружающим?
    Второе, это непрерывное понимание того, как очень через простые жизненные примеры, наблюдения за детьми, в коротких простых фразах, Монтессори передает нам глубину того, о чем хочет сказать, куда обратить наш ум и взор.
    И третье, когда вы начнете читать статью, понаблюдайте за собой, за своими мыслями, реакциями. На лекции на курсе 6-12, в котором мы сейчас участвуем, мы обсуждали две установки в том, как мы мыслим и смотрим на ситуации. Установка на рост и установка на данность. Может ли наше отношение к себе и своим способностям, наши проявления любви и то, как мы их видим, понимаем, насколько мы готовы меняться или оставаться в той точке, где мы сейчас, формировать наши отношения с детьми?

    Хорошего прочтения и Хороших выходных!
Как легко позволить своей любви сделать нас неразумными в обращении с детьми. Я имею в виду не в прямом смысле – речь идёт о невежественной матери, которая каждый раз, когда он плачет, берёт на руки своего малыша, чтобы он развил привычку плакать для ласки, –
... а в более тонком и незаметном смысле...
Например, когда ребёнок тянется за каким-то предметом, привлекающим его внимание, и мы даём ему этот предмет, он роняет его и снова плачет. Что же так часто заставляет нас делать наша любовь, как не отнимать у него интересный предмет, когда ребёнок уже два-три раза его уронил, и наше терпение истощается. Мы говорим, что он «непослушный», «намеренно это делает», что «ему нельзя так себя вести, иначе он вырастет своенравным и капризным», и таким образом, ещё в колыбели наша любовь формирует для него его будущий характер, который, как нам кажется, мы должны формировать с помощью исправления и дисциплины. 

Но на мгновение задумайтесь об этом крошечном малыше. Он тянется к своей погремушке, мама подносит её ему, маленькие пальчики сжимаются вокруг предмета, затем снова разжимаются, и предмет падает. Он снова хочет погремушку, пальчики сжимаются и разжимаются. Наблюдайте за ним, забудьте, что он намеренно поднимает и роняет погремушку – это ваша точка зрения – ...
... посмотрите, как он смотрит на свои пальчики, как он ими интересуется..
Он развивает мышцы. Если внимательно понаблюдать за ним, можно заметить, что пальчики начинают раскрываться по одному, а не все сразу – это большой прогресс. Постепенно он овладевает своими пальчиками, радостно посмеивается, роняя погремушку, а вы терпеливо её поднимаете. Он не капризничает, ему не нужна внешняя дисциплина, скоро он сам откажется от этого занятия, и, возможно, его пальчики на ногах станут для него вторым самым интересным предметом на свете. 
Многие матери горячо любят своих детей, но они ещё не научились быть мудрыми в своей любви. В конце концов, неудивительно, что лишь в последние годы педагоги начали понимать, что у маленького ребёнка есть спонтанное стремление, побуждающее его тянуться к окружающему материальному миру подобно тому, как он снова и снова тренирует свои мышцы, способствуя их развитию. 

Чрезвычайно важно понимать, как спонтанно развивается ребёнок. Мы так стремимся помочь, что нам кажется, будто бремя роста и развития так велико, что мы должны сделать всё возможное, чтобы облегчить этот путь. И поэтому наша любовь может легко превзойти саму себя, и слишком частое побуждение, слишком много предостережений и исправлений сбивает ребёнка с естественного пути развития и заставляет его энергию «разворачиваться», возвращаясь к себе, что приводит ко многим нервным заболеваниям, страхам, лени, озорству и множеству других нежелательных черт, которых можно было бы легко избежать. 
Наш способ борьбы с этими неприятными проявлениями заключается в том, чтобы ещё больше исправлять, ещё больше стараться направлять характер маленького ребёнка по тому пути, который, по нашему мнению, ему следует выбрать для его же блага. И вместо того, чтобы добиться результата, которого мы так искренне и с любовью желаем, мы всё больше загоняем ребёнка в себя, он расстраивается и капризно плачет, словно ему нравятся истерики сами по себе. На самом деле, нет ничего более противоестественного, чем капризность, когда ребёнок физически здоров. Ребёнок, развивающийся естественно, должен постоянно и с удовольствием находить себе занятие, если у него под рукой есть маленькие вещи, интересные предметы, которые он может взять в руки сам.
... Именно на этом принципе развития ребёнка через взаимодействие с интересными маленькими предметами я и построила свой метод обучения. Более тридцати лет я работаю с маленькими детьми и, наблюдая за их развитием, создаю условия для их обучения. И из всего этого опыта одно выделяется среди всех остальных первостепенно.
Мы можем любить своих детей так сильно, что это делает нас слепыми к тому, что для них лучше. Мы можем так страстно желать, чтобы они выросли хорошими людьми, что поправляем и расстраиваем их на каждом шагу, не осознавая, что ...
... в них самих заложена сила собственного развития. ..
Мы не можем видеть, как ребёнок, проявляющий интерес и активно реализующий собственные маленькие планы и движения, развивает силу воли и самоконтроль. Когда ребёнок неустанно пытается выстроить узоры из кубиков просто потому, что ему интересно, нет необходимости во внешней дисциплине, ребёнок дисциплинирует себя сам. 

Пожалуйста, не поймите меня неправильно, когда я говорю, что любовь приводит многих из нас к ненужным придиркам. Я не имею в виду, что вам никогда не следует поправлять своих детей, но я говорю, что «нельзя» гораздо менее эффективны – более того, они часто определённо вредны, когда вселяют в маленького ребёнка страх или обиду – чем предоставление ему альтернативного занятия, которым он может заниматься с радостью, полностью забыв о предыдущем занятии или поведении, от которого вы так хотели его отучить.

Но в своём стремлении помочь его развитию не впадайте в другую крайность и не пытайтесь помогать ему слишком сильно. Спонтанное стремление к развитию, заложенное в ребёнке, диктует свой темп. Мудрый и любящий родитель должен быть рядом, наблюдать за действиями малыша, наблюдать за его ростом, а не пытаться его форсировать. Мать должна помогать только тогда, когда это необходимо. Так часто о маленьком ребёнке думают как о воске. Мы верим, что в наших руках его будущее как достойного гражданина, что мы должны работать с воском, выдавливая из него желаемую форму, пока он мягкий и податливый. Верно, что разум ребёнка подобен воску так же, как и мышцы ребёнка могут меняться в ходе его развития с помощью специально разработанных упражнений. 
Но – параллель проведена – если мы вмешиваемся в нормальный рост и развитие мышц ребёнка, мы легко разрушаем его физическое развитие. Точно так же, если мы вмешиваемся и пытаемся силой направить интеллект и умственное развитие ребёнка в сторону от нормального хода его развития, мы можем тонко исказить характер. 

Если мы мудры, мы смешаем понимание с нашей любовью. Удивительно, как мужественно этот нежный, маленький ребёнок утверждает внутренний принцип своего развития, противостоя неблагоприятным условиям. Но он тратит на это ценную энергию.
Если мы ему мешаем, он борется с нами; если мы неразумны в своей любви, мы сами оказываемся в противоположном лагере. Но если мы мудры, мы с пониманием наблюдаем за его развитием, обретаем его уверенность и разделяем всю радость его счастливого детства.
Продолжение следует...
Made on
Tilda