Глава 2
Новый метод в образовании
  • Доброе утро, дорогие родители!
    Вчера наши друзья пригласили нас сыграть в Квиз Плиз. Но я, конечно, не про увлекательную, легкую и веселую игру. В команде оказался IT специалист, и мы начали его расспрашивать о направлении, которая выбрала наша дочка: Computer Science. Будут ли востребованы ее знания, навыки, которые сегодня она получает в университете, или она уже изучает то, что устарело:)?, насколько они будут актуальны через 6 месяцев, через год, через 5 лет, когда все меняется настолько быстро, что изучая сегодня тему, понимаешь, что через 6 месяцев подход устаревает. Я совсем:) не сильна в направлениях ИИ, но слушала с интересом. В конце наш разговор свелся в итоге к тому, что система образования (в целом) одна из самых инертных систем, которая всегда как будто догоняет ушедший поезд.
    Так ли это? Вы согласны? Что такое вообще образование?
    И почему научный подход, предложенный Марией Монтессори мы и сегодня считаем актуальным, отвечающим запросам времени, называем его The new method in Education. Давайте читать ее вторую лекцию!

    P.S. Спасибо, что подождали.

    Хорошего прочтения и Хороших выходных!
Понять потребности ребёнка и удовлетворить их, чтобы он мог полноценно развиваться, – вот цель моего метода.
Мы даем ребёнку полноценную еду, чтобы его маленькое тело могло расти, и точно так же мы должны обеспечить ему подходящее питание для его умственного и нравственного развития. Но так же, как мы не можем напрямую помочь его телу стать взрослым, мы не можем сформировать его ум или характер за него.
Но мы можем удовлетворить его умственные потребности так же, как и физические, и к обоим следует относиться с равным научным подходом.
В течение многих лет экспериментов и наблюдений я обнаружила, что ...
... дети учатся естественным образом через деятельность,
а их характер развивается благодаря свободе.
Но это общие принципы, требующие практического применения, и материалы Монтессори были разработаны как раз для удовлетворения этой потребности.

Эти принципы прямо противоречат старой идее о том, что ребенок должен сидеть неподвижно во время обучения, и что все его движения/его деятельность должны находиться под наблюдением учителя. Они также не имеют ничего общего со школами, где всё делается за детей: умываются лица, надеваются фартуки, убираются остатки еды, время отдыха определяется по часам, а уроки и игры организованы по фиксированному расписанию.

В школах Монтессори дети делают это сами. Их не обучает учитель в общепринятом смысле этого слова – учитель здесь скорее наблюдатель и помощник. Она показывает ребёнку, как пользоваться материалами, как умываться, но именно ребёнок сам обращается с материалами, совершенствует себя в упражнениях и следит за чистотой лица по своей собственной воли. Таким образом, он одновременно активен и свободен, и из этих двух факторов формируется важное качество сильного характера:..
... внутренняя дисциплина.
Предположим, что ребёнок трёх-четырёх лет приходит в одну из наших школ, ещё не достигнув этого качества. Есть признаки, по которым это легко обнаружить. Во-первых, его движения неуклюжи – отсутствует базовая мышечная координация. Нет никакого смысла пытаться бороться с этим путем сиюминутных мелких исправлений. Ему необходим подход, который будет вести к координации более тонких движений (к работе с мелкой моторикой). Именно для удовлетворения этой потребности в наших школах есть детская мебель по росту ребенка, лёгкая в передвижении, и она приятных оттенков. Если ребёнок неуклюж, он опрокидывает вещи, все это сопровождается шумом, пачкает красивое покрытие. Но именно эти действия делают его более осторожным, и вскоре он учится бесшумно передвигать стул и аккуратно отмывать краску водой с мылом. По мере того, как он учится бережно обращаться с материалами, его радость растёт, и в конце концов ему можно доверить вытирать пыль со шкафа, где стоят стаканы из тонкого стекла...
... Теперь не нужно беспокоиться о его неловких движениях, криках и неловкости –
они исчезнут сами собой.
Вторая особенность, которая всегда сопровождает это отсутствие мышечной координации, – это трудности, а иногда и полная неспособность ребёнка сосредоточить своё внимание на реальных вещах. Он предпочитает жить в мире своего воображения; он скорее устроит волшебный пир из нескольких листьев и камешков, чем познает реальный мир вокруг себя.

К сожалению, эта особенность часто неверно понимается родителями, которые считают её признаком незаурядного воображения, возможно, зарождающегося художественного гения. Напротив, это способ бегства от реальности, способ, который, напротив, разрушает характер. Когда ребёнок жадно концентрирует своё внимание на том, что его реально окружает, только тогда его воображение обретёт надёжную основу. Учитель, которому удастся заинтересовать ребёнка, например, накрыв настоящий стол или подавая настоящую еду, вернет его блуждающий ум к реальности. И эта координация тонких движений вместе с возвращением блуждающего внимания к реальности будет единственным необходимым средством...
... Как только будет приобретена способность концентрировать ум на реальных вещах, работа ума восстановится и будет функционировать нормально.
Третья особенность — склонность к подражанию. У детей старше двух лет это признак серьёзной слабости. Это указывает на волю, которая не подготовила свои инструменты или не нашла своего пути, а следует за другими. Именно здесь важную роль играет специально разработанный материал. В возрасте от трёх до шести лет дети испытывают настоящий «чувственный голод»: они любят трогать предметы, складывать разные формы, различать цвета и музыкальные звуки. Материал тщательно подбирается, чтобы удовлетворить все потребности ребёнка, и как только ребёнок направит свое внимание, он становится маленькой индивидуальностью, перестаёт быть подражателем. Дети трёх-четырёх лет без усилий сосредотачиваются на час, и мы стараемся не разрушать эту новую способность/силу своими  произвольными требованиями придерживаться жёсткого расписания.
Пожалуйста, вчитайтесь внимательно в следующий абзац...
Благодаря этой сосредоточенности развиваются важные качества личности. Когда сосредоточенность проходит, ребёнок испытывает внутреннее удовлетворение, он начинает замечать своих товарищей, к которым проявляет живой ответный интерес. Его собственное духовное удовлетворение делает его мягким, ласковым и особенно чувствительным к прекрасному. Из этого погружения в работу развивается упорство, способность к неустанному труду, он учится послушанию совершенно естественно, без малейшего давления, потому что сам хочет делать то, что правильно, использовать материал по назначению. Закончив дело, он стремится поделиться своей радостью, помочь малышам, и, поскольку другие уважают его работу, он никогда не думает о том, чтобы нарушить работу тех, кто ей еще занят. 
Несомненно, это бесценные моральные и социальные качества. В наших школах нет ни наказания, ни поощрения, которые могли бы помешать радости от самой работы. Единственная награда – это завершение работы – именно в это время возникает внутренняя дисциплина, и закладываются основы характера.
Maria Montessori speaks to parents:)...
Как бы мне хотелось рассказать вам больше о детях и их работе, о том, как, взрослея и используя всё больше материалов, они учатся считать, писать и читать – всё с одинаковой лёгкостью и радостью. И особенно о том, сколько отстающих детей достигли ожидаемого уровня, благодаря этому методу понимания потребностей ребёнка и предоставления ему средств для развития его индивидуального ума и характера.
Но я сказала достаточно, если убедила вас провести интересный эксперимент и посетить одну из наших школ, чтобы понаблюдать за работой счастливых малышей.
Дорогие родители! Так что такое образование, в чем заключается новый метод?

...
Made on
Tilda