Вы можете сказать, что умеете его уважать — но, возможно, только в теоретическом или нравственном смысле. Я же говорю буквально: детей нужно уважать как социальных личностей высшего порядка. Например, мы считаем естественным, войдя в класс, спросить: «Что ты делаешь?» или «Почему ты это сделал?» Но ребёнок часто не может нам ответить.
Такая поспешная проверка — это не признак уважения. Мы делаем это потому, что считаем, что личность ребёнка находится на более низком уровне. Мы ошибаемся. Мы обращаемся с детьми как с объектами, приказываем, заставляем их вписываться в наш мир без малейшего учёта их собственной жизни.
Создавая подходящую среду для ребёнка, наш первый урок — наблюдать. Учителям, приходящим в Дом ребёнка, мы говорим: «Наблюдайте, молчите, не обращайтесь к детям, не шумите. Здесь дети живут в своём собственном мире. Вам необходимо наблюдать, просто направив свой объективный взор на ребенка, не делая никаких выводов, не высказывая суждений, не исправляя и не наставляя. Только таким образом вы сможете обратиться к духу ребенка и понять задачу взрослого».
Те, кто утверждают, что мы должны держать ребёнка в слепом повиновении, что мы имеем право исправлять его, и что в результате он станет умным и воспитанным, обманываются. Реакцией ребенка на такое отношение является защита: например, он становится робким и ленивым, потому что не может действовать; он лжёт, чтобы избежать наказания; он капризничает, потому что ему мешают сосредоточиться. Взрослый всё больше и больше исправляет, и начинается первая война — между ребёнком и взрослым.
Но как только взрослый перестаёт подавлять ребёнка, ребенок проявляет иные черты — глубокие свойства духовного существа. Мы видим качества, которых раньше не знали, настолько удивительные, что их можно назвать чудесными. И всё это проявляется только потому, что взрослый прекратил отрицательные действия. Для ребёнка это положительно, для взрослого — отрицательно. Например, ребёнок начинает длительную работу: из капризного и эгоистичного он становится энергичным и щедрым.